Однажды я работала с кафе, в котором не могли понять, почему у них такие большие затраты на продукты (в расчет бралась сумма закупов). После детального анализа выяснилось, что повара не работают по ТК (Технологическая карта, в которой прописана граммовка и выход каждого ингредиента) — они добавляли щедрые порции курицы в шаурму, считая, что — это круто и хорошо для гостя.
И да, действительно, большие сытные порции, где достаточно мяса — очень вкусно и классно для гостя.
Но вот цена в таком случае должна быть иной. А в их заведении цены ставились только от рынка — как в соседних точках с шаурмой или в кафе, так и у них.
В данном случае очевидных 2 решения — повысить цену, чтобы фудкост стал адекватнее. Или изменить ТК блюда.
Мы решили пойти третьим путем — проработать сырье, проработать ТК, изменить цены. Выяснилось, что товара уходит не только потому, что готовой курицы много кладут, но и само сырье теряло слишком много при обработке.
Мы сменили поставщика, стали покупать чуть дороже, но с меньшими потеряли.
Вторым этапом стал факт обработки этого сырья — слишком много выкидывалось.
Для меня очевидным было одно — человек, который занимает должность шеф-повара недостаточно компетентен для этой роли. Все технологические проблемы и вопросы с качеством сырья — это зона его ответственности.
Но как мы к этому пришли? Как докопались до курицы из сотен товаров на складах?
Первое, с чего я начала — проанализировала результаты инвентаризации. Мы провели несколько в течение одного месяца, чтобы выявить причины плохих показателей и именно благодаря ей нашли проблемные места, в том числе и с курицей. Контроль ключевых показателей — таких как результаты инвентаризации, фудкост, порча и т. п. — одна из зон ответственности как управляющего, так и шеф-повара (или любой другой ответственной должности за производство).
Управленческий учет — это не только про отчетность.
Он помогает контролировать затраты. В ресторане много статей расходов: продукты, аренда, зарплата, коммунальные услуги, маркетинг и так далее.
И все они могут сильно различаться в зависимости от сезона, гостей и даже вашего меню. Здесь важен не просто контроль, а постоянный анализ.